Сегодня нам предстоит уникальная возможность проникнуть в этот сказочный мир и приоткрыть завесу тайн. Я поделюсь с вами незабываемыми впечатлениями от экскурсии по Жаксынскому элеватору. " /> Жаксынский элеватор – грандиозное сооружение века
Жаксынский элеватор – грандиозное сооружение века
Жаксынский элеватор – грандиозное сооружение века

Когда-нибудь Вам приходилось восхищаться поистине огромными вещами, необычайными размерами, мощью, торжеством человеческого разума над мирозданием?

Вспомните детство. Каким просторным казался даже родной двор, какими огромными здания, высоченные деревья, цепляющиеся листвой за облака, а рождественская искусственная елочка, которая росла вместе с Вами, только вниз, от высоченной красавицы – до маленького пушистого деревца, со сладкими воспоминаниями о детстве. Вспомните то благоговение перед большим, перед сильным, перед необычайно интересным.

И сравните свои ощущения сейчас, когда смотрите на огромный корабль, на громадный айсберг, на бескрайнее море с непокорными волнами, на высоченные и мощные трубы заводов … на элеватор.


Элеватор – это действительно огромнейшее по размерам торжество человеческой мысли. Это сотни тысяч тонн зерна под одной крышей, это невообразимые площади и высоты, это удивительная мощность оборудования. Только представьте – сколько энергии нужно чтобы поднять столько зерна на высоты более 40 метров, очистить, высушить и отсортировать его. Какое колоссальное давление оказывает вес этих сотен тысяч зерна, как нужно заботиться, чтобы все зерно осталось сухим и свежим.

Сегодня нам предстоит уникальная возможность проникнуть в этот сказочный мир и приоткрыть завесу тайн. Я поделюсь с вами незабываемыми впечатлениями от экскурсии по Жаксынскому элеватору.

Жаксынский элеваторЖаксынский элеватор

Вот оно – сооружение века! Элеватор был построен трудами советских рабочих в шестидесятых годах XX века. Объем зернохранилища сегодня составляет 196 000 тонн. Только представьте себе эту цифру! Для примера один камаз старого типа без прицепов вмещает в среднем до 10 тонн зерна. Получается невообразимый объем - почти 20 тысяч камазов с зерном!

Когда я впервые очень близко подошла к этой громадине (к элеватору) и посмотрела наверх, оценив взглядом масштабы емкостей для хранения зерна – первой мыслью было сравнение с океаном, огромными волнами, с цунами. Я даже спросила – что будет если все это зерно разом высыпется из емкостей, с высоты в 46 метров? На что мне посоветовали даже не представлять таких кошмаров :)


Итак. Наш элеватор оборудован силосными контейнерами (емкостями для хранения зерна) высотой в 46 метров. Сравнимо с 15-этажной высоткой. И это только силосные корпуса, без башни. Зерно в элеваторе хранится в силосах, – более мелких емкостях-подразделениях описанных выше силосных контейнеров. Они плотно расположенны друг возле друга. Все трудоемкие процессы в элеваторе — прием зерна, его взвешивание, загрузка и выгрузка, внутреннее транспортирование, очистка, сортировка и т. п. —полностью механизированы и автоматизированы. Сами силосы для хранения зерна изготавливаются из высокопрочного бетона (железобетона), менее прочный бетон зерно может разрушить (вышаркать), внешние стены силосного корпуса более тонкие.

элеватор

Первоначально слово «элеватор» означало собственно подъемник зерна, механизм (от слова «elevate» –поднимать), но поскольку этот элеватор-подъемник является основной машиной в подобных зернохранилищах, название «элеватор» распространилось и на все сооружение.


Современный элеватор включает комплекс сооружений, связанных общими производственными процессами, из которых основные — приемка, взвешивание, хранение, отпуск зерна, а специальные —очистка, сушка и сортировка зерна.

К основным производственным зданиям и сооружениям элеваторов относятся: рабочее здание; силосные корпуса с конвейерными галереями; сооружения для разгрузки зерна с железнодорожного, автомобильного и водного транспорта и погрузки зерна на средства этих видов транспорта; сооружения для сушки зерна; сооружения для хранения и погрузки отходов на средства автомобильного и железнодорожного транспорта.

Из числа вспомогательных помещений и сооружений элеватора, обслуживающих производство были названы: силовая станция, склады топлива, ремонтные мастерские, пожарное депо, лаборатория и т. п., к непроизводственным зданиям и сооружениям — столовая, бытовые устройства, административный корпус и пр.


Хлеб ЖаксыЕсть рядом с Жаксынским элеватором 3 мельницы, комбикормовый завод, еще 2 дополнительных элеватора меньшей мощности и даже собственная пекарня со вкуснейшим хлебом. Раньше я думала, что вкуснее бабушки никто и нигде не может испечь хлеб, но вкусив этот – убедилась в прекрасном вкусе и волшебном аромате.

Хлеб из муки Жаксынского элеватора необычно вкусен благодаря слаженной работе сотрудников ТОО «Агрофирма TNK». Вся продукция этой компании – экологически чистая, натуральная, без вредных примесей и химикатов.


Затем наш взор обратили на загружающийся зерном автомобиль, и объяснили технологию работы элеватора. Нам показали конвейер по которому зерно поступает на элеватор.

Мы зашли в рабочее здание элеватора. Это то, которое на фото самое высокое, с технологической башней. Взору предстало нечто невероятное. Огромная, в несколько метров в длину панель управления усыпанная множеством кнопочек, рычажков и лампочек. Мне даже показалось что приборная панель в кабине экипажа авиалайнера (а я ее тоже видела не один раз в реальности), на первый взгляд выглядит проще. С этой панели управляют всеми процессами элеватора. И всей этой непостижимой головоломкой управляла молодая хрупкая девушка. Вот уж действительно, есть нашей стране чем гордиться!

пульт управления элеватором

В рабочем здании элеватора размещают машины и механизмы для подъема зерна (нории), взвешивания, очистки, а также механизмы для перемещения и распределения зерна. Рабочее здание является основным в комплексе элеватора, вокруг которого группируются и с которым связывают все остальные производственные его сооружения.

Зерно, доставляемое автомобильным транспортом, принимают в специальном амбаре, под проездами которого находятся приемные лари. Зерно из ларей по ленточному конвейеру, подается к башмакам норий, установленным в рабочем здании элеватора.

Нория поднимает зерно на самый верх рабочего здания и сбрасывает его в лари, под которыми установлены ковшовые или автоматические весы. После взвешивания зерно попадает в подвесовые лари или непосредственно на распределительный этаж, откуда самотеком по трубам направляется на очистку, сушку и хранение в силосный корпус или для отпуска на предприятие, автомобильный или железнодорожный транспорт.

«Что такое нория?», - вероятно, задумались Вы. Как мне объяснили – это аналог органа сердца в элеваторе. В технической литературе часто применяется синоним – элеватор ковшовый. Представляет собой вертикальный ленточный (или цепной) конвейер с ковшами, за счёт непрерывного перемещения которых осуществляется подъём материала. Как правило, конвейер помещают в прямоугольной трубе. Материал в нижней части подхватывается ковшами, перемещается вертикально и выгружается через патрубок в горизонтальном направлении в верхней части нории. Ковши идут вниз опрокинутыми. 

Нориязерносушилка

Далее, силосы над очистительными машинами и под ними обеспечивают непрерывную и регулярную работу этих машин и в то же время сохраняют производительность норий и конвейеров при передаче зерна на очистку и при уборке его после очистки. После очистки зерно из силосов самотеком поступает к башмакам норий, расположенным в подвальном помещении, и поднимается снова вверх для передачи на хранение, отпуск или сушку.

Зерносушилку обычно включают в габариты рабочего здания или силосного корпуса или же располагают вблизи рабочего здания элеватора. Зерно на нее обычно подается по трубам самотеком. Из сушилки зерно убирают подсушильным транспортом или норией.

Силосы разгружают (опорожняют) через выпускные отверстия в днищах: зерно самотеком по наклонным скатам днищ поступает из силосов на нижние (подсилосные) конвейеры и подается в рабочее здание.

На железную дорогу и автомобильный транспорт зерно отпускают по специальным трубам, идущим с распределительного этажа рабочего здания или самотеком по трубам с отсеков в верхней части боковых силосов.


Стоит отметить, что путешествие по этажам рабочего здания тоже было впечатляющим. Начало приключениям положил страшный лифт. Никогда таких не видела, разве что в фильмах ужасов :)

Лифт полностью глухой, без привычных нам удобных поручней или зеркальных поверхностей. Общая площадь (по крайней мере, с эмоциями страха мне показалось именно так) – чуть больше пары квадратных метров. В нем очень душно и освещение слабое.

Но это еще не все, самое интересное – впереди! Двери этого лифта – двойные и закрываются не автоматически сдвигаясь, как у большинства лифтов, а как обычные двустворчатые двери, причем вручную. И до тех пор, пока двери плотно не будут закрыты и зафиксированы странным затвором, лифт не сдвинется с места. Но, надо отдать должное персоналу элеватора, при всей своей странности, лифт – аккуратно выкрашен и вполне опрятен.

10464351_658691997555679_1456784031473408173_n.jpg

Затем, неизгладимое впечатление на этажах рабочего здания произвел воздух. Совершенно другой, и запах и консистенция и взвеси. Некая смесь воздуха, пыли и рабочей атмосферы трудолюбия.

Про пылеудаление в элеваторах хочется написать подробнее. Здесь это называют «аспирация». Существенную часть оборудования элеваторов представляют аспирационные устройства, предназначенные для удаления пыли, обильно выделяющейся при перемещении зерна и многократном его перебрасывании. Из-за пыли, находящейся во взвешенном состоянии в воздухе помещений элеватора, создаются неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия для работы.

Вредна пыль и для машин, так как, смешиваясь с маслом и образуя загустевшую замазку, она ускоряет износ подшипников и зубчатых передач. Особую опасность представляет легкая воспламеняемость пыли. Тонкий слой пыли на всех поверхностях помещения и на машинах может быть причиной моментального распространения огня по всем помещениям при появлении его в каком-либо месте. Фото современной машины для аспирации приведено ниже.

Система аспирационных устройств состоит из магистрального трубопровода, соединенного ответвлениями со всеми местами обильного выделения пыли, откуда пыль вместе с воздухом засасывается вентиляторами и нагнетается по трубопроводам в приборы для отделения пыли (циклоны, матерчатые фильтры). Здесь пыль осаждается и пневматическим путем передается в пылевую камеру. Кроме пылеотсасывания для чистоты элеватора требуется герметичность ларей, самотечных устройств, машин и механизмов.


Под распределительным этажом расположен надсилосный этаж, с которого надсилосные конвейеры передают зерно в силосы для хранения. Ниже в рабочем здании находятся силосы для зерна, подлежащего очистке, очистительные машины, помещение для распределения зерна и отходов после очистки и еще ниже под ними — силосы для очищенного зерна. Выгружают зерно на нижние конвейеры (их устанавливают в подсилосном этаже) через отверстия с воронками в днищах силосов.


Дальше мы попадаем к верхней часть рабочего здания выше пола надсилосного этажа, где в основном установлено технологическое и транспортное оборудование, представляет собой рамную конструкцию. Взглянув вниз, ощущаешь себя настолько маленьким существом. Пейзаж стал кукольной декорацией, дома, поля, реки озера – все можно разместить почти на ладошках. А от ощущения высоты – сжимается сердце и чуть замедляет привычный ритм. Здесь все по-дугому. Небо ближе, ветер свежее, солнце светит ярче.

Уже внизу, по завершении экскурсии мы узнали еще несколько любопытных фактов:

  • Силосные железобетонные корпуса дают значительные нагрузки на грунт, поэтому под ними обычно необходимо устраивать фундаменты в виде сплошных безбалочных железобетонных плит. Толщина плиты составляет обычно целый метр.
  • Оболочка семян зерна настолько жесткая, что вышаркивают металлические зернопроводы до дыр за три года;
  • Если силоса в силосном корпусе забиваются, или в них слёживается зернопродукт, то промышленным альпинистам приходится внутри силосов сверху бурить скважины вплоть до «воронки». А потом в проделанную скважину осыпать застрявшую массу;
  • Если циклоны работают некачественно, то через некоторое время, на крыше образуется толстый мягкий «ковер» из оболочек зерна, причем зерновая пыль и влажность делают своею дело "ковер" становится прочным и пластичным.
Последние новости
18 09.18
Рады сообщить, что сайт ТОО "Агрофирма TNK" сегодня обновился. Agrotnk.kz теперь удобней и более красивый.
Мы продолжаем работать над сайтом, делая его более интересным и информативным.
27 03.18
ТОО «Агрофирма TNK» трепетно хранит традиции празднования Наурыз-мейрамы. Компании группы приняли активное участие в массовых мероприятиях посвящённых празднику весеннего равноденствия. Сельчанам всегда приятно собраться вместе, пообщаться, узнать последние новости, пригласить гостей и конечно попро...
30 12.17
В преддверии нового 2018 года ТОО «Агрофирма TNK» подводит итоги 2017 года.
25 12.17
В Астане состоялось открытие еще двух магазинов торговых сети «AQMOL»
15 12.17
ТОО «Каражон», ко Дню независимости Республики Казахстан, вручили ключи от новых квартир работникам организации.
06 12.17
ТОО «Агрофирма TNK» вручили специальную международную премию «Кемел Iскерлiк» - «Деловое совершенство»!
21 11.17
ТОО «Агрофирма TNK» объявляет тендер «Услуги разработки концепции Торговой марки «Жақсы»». В тендере могут принимать участие дизайн-студии и дизайнеры-разработчики этикеток, типографии, фирмы – производители этикеточной продукции и прочие.
18 11.17
День работников сельского хозяйства для ТОО «Агрофирма TNK» является одним из главных и значимых праздников. Ведь сельское хозяйство основной вид деятельности группы компаний TNK.
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений